Мощение дорожек

IMG_2901Садовые дорожки соединяют различные зоны участка в единый ансамбль, создавая художественную и функциональную завершённость сада.

Мощение дорожек — это один из видов ландшафтных работ, которое облагородит и дополнит дизайн участка и, так же убережет вашу обувь от пыли или сырости.
Срок службы профессионально вымощенной дорожки велик, от 15 лет и более, в зависимости от вида материала. Поэтому рекомендуется основательно подойти к этому вопросу и заказать проект. Сейчас на рынке представлен большой выбор материалов, что позволит выбрать стиль, цветовую гамму, ценовой уровень. Работы по мощению являются довольно трудоемкими и технологичными.

Дорожки по своей функциональной нагрузке делятся на утилитарные и декоративные. Для декоративной дорожки используется широчайший спектр материалов: галька, плитка, щебень, кора и прочее. Утилитарные дорожки несут максимальную эксплуатационную нагрузку. Это въездные дорожки, стоянки для автотранспорта, вход на участок и дом. Ширина таких дорог больше (от 2,5 м) и материал подбирается в соответствии с прогнозируемой нагрузкой. Как правило это бетон или современная дорожная плитка.

Декоративные дорожки имеют ширину от 0,5 до 1,5 м и предназначены для пеших прогулок по саду и создания перспективы ландшафта. Дорожки должны быть долговечными, удобными для ходьбы, а выбранный материал вписываться в общую концепцию стиля. Они так же делятся на главные и второстепенные. Главные дороги создаются шириной 1-2 м, что бы можно было пройтись вдвоем. Они соединяют все основные объекты усадьбы: дом, гостевой домик, гараж, малые архитектурные формы (МАФ — всевозможные беседки и альтанки, надворные постройки), площадки для отдыха, водоемы и водные сооружения. Все дороги объединяются в единую систему – дорожно-транспортную сеть участка (ДТС).
При проектировании ДТС используется «золотое правило» — оси всех дорог сводятся в одну точку участка, которая воплощает центр композиции, создает завершенность дизайна участка.

Технология мощения дорожек
Выбор технологии создания дорожки зависит от многих факторов: структура почвы и ее подвижность, уровень грунтовых вод, весовая и эксплуатационная нагрузка.
Перед устройством мощение садовых дорожек необходимо провести расчет величины, на которую необходимо вынимать грунт под будущую дорожку – глубину земляного полотна. Исходя из того, что покрытие дорожки должно быть не выше 2-3 см над газоном, величина вынимаемого грунта должна быть равна сумме всех закладываемых по слоям материалов (щебень, песок, цементная смесь, брусчатка).
Далее идет выбор основания, подстилающего, буферного слоя, которое служит для уменьшения нагрузок и для дренажа. В зависимости от этого материал для основания может быть песчаный (тропинки), гравийно-песчаный (пешеходные дорожки) и бетонный с армированием (для въездных дорог). Так же от нагрузки зависит и его толщина: при большей нагрузке толщина основания увеличивается.
Верхнее покрытие дороги – дорожное полотно – выполняют жестким, таким как монолитный бетон, мощение натуральным камнем, плиткой, клинкерным кирпичом. К мягким покрытиям относятся: гравийная, мраморная засыпка, засыпка корой и прочими сыпучими материалами.

В настоящее время появились и высокотехнологичные материалы: цветной бетон, зеленые дорожки на пластиковой георешетке, в основании используется геотекстиль.
У каждого вида покрытия есть свои особенности в эксплуатации. Жесткие дороги более долговечны, но трудоемки и затратные. Мягкие дорожки – экономичны, но имеют сложности в уборке и нуждаются в периодическом мелком ремонте (подсыпка гравия и т.п.)

Изображение 111Укрепление дорожек повышает устойчивость покрытия от оползания краев и предотвращает зарастание сорняками. Поэтому для мягкого покрытия (в отличие от жесткого) наличие бордюра желательно.

Материалы для мощения садовых дорожек
Существует две группы материалов для мощения площадок и дорожек: жесткие и мягкие. Жесткие материалы это: бетон, клинкерный кирпич, дерево, тротуарная плитка, камень (булыжник, брусчатка, плитняк); Мягкие: отсыпка (древесная щепа, опилки, кора), галька, гравий, щебень, песок.

Натуральный камень — один из самых популярных материалов для мощения (доломит, известняк, песчаник, травертин) благодаря своей экологичности, декоративности, широкой палитре и способности вписаться в различные стили. Применяют камень в разных видах обработки: взрывной, колотый и пиленый. Плюс натурального камня в сравнении с тротуарной плиткой это его высокие эстетические, дизайнерские свойства наряду с соизмеримой стоимостью и относительно высокой прочностью и износостойкостью. Для мощения плиткой дорожек используется камень толщиной не менее 40мм.

IMG_0263Мощение тротуарной плиткой — самый распространенный и экономичный вид мощения, так как имеет многочисленную цветовую гамму и форму, экологична, долговечна и универсальна в назначении. Применяется как для пешеходных, так и автомобильных дорог. Плитка производится из бетона с добавлением красителей двумя способами: литая (более прочная) и вибропрессованная (более декоративная).

Мощение брусчаткой — брусчатка представляет собой напиленные или наколотые бруски правильной формы из особо прочных пород камня – гранита, базальта. Это самый износостойкий вид мощения. Эти материалы не так популярны как плитняк в связи с высокой стоимостью материала.

Мощение булыжником — применяют для создания природного стиля или античного. Мощение булыжником – округлым простым камнем, найденным в поле, использовалось широко в древние времена.

Мощение деревом — осуществляют древесиной твердых пород, наименее боящихся влаги. И используют только для декоративных, пешеходных дорог. Это один из менее долговечных покрытий.

Мощение с мягким покрытием – данный вид мощения прост в изготовление и эксплуатации. К данному покрытию относятся: щебень, галька, отсев, специальная декоративная кора, песок. Материал насыпается слоями на основание и трамбуется. Один из менее долговечных материалов для мощения, однако экономичен и имеет высокие декоративные свойства.

Бетонные дорожкиидеальное решение для усадьбы, так как износоустойчивы, долговечны и экономичны. Для эстетичности можно использовать цветную смесь для заливки, либо декорировать уже залитую поверхность дорожки. Дорожку можно затонировать, отштукатурить или же обработать специальным инструментом для создания имитации каменной либо кирпичной кладки. Для придания старины можно обработать поверхность йогуртом или кефиром, тогда дорожка быстро покроется мхом и лишайником.

Для различных дорог используется бетон с различными свойствами: для узкой садовой дорожки потребуется бетон с низкой прочностью, для лестниц и порогов – со средней, а для подъездных дорог высокопрочный бетон. Прочность бетона контролируется долей цемента в нем. Чем выше составляющая цемента, тем выше прочность.
Для создания монолитной бетонной дорожки, выступающей над уровнем земли, потребуется пластиковая или деревянная опалубка. Можно использовать бывшую в употреблении древесину, главное, что бы она была прочной, а поверхность ровной. Для создания лекальных форм используют гибкую фанеру.

Опалубку фиксируют с наружной стороны деревянными колышками, а когда бетон затвердеет – снимают. Для подготовки основания бетонной дорожки грунт снимают на 15 см, дно траншеи утрамбовывают и укладывают 5-ти сантиметровую дренажную подушку из щебня или гравия. Затем заливаю бетонную смесь толщиной слоя 5-10 см.

Что бы не образовывались трещины на готовой бетонной дорожке подушку дополнительно увлажняют, тогда почва не будет впитывать в себя воду из смеси. Так же перед использованием раствора, его сутки выдерживают во влажном состоянии, а после заливки дополнительно увлажняют или накрывают брезентом, что бы предотвратить быстрое высыхание.

Что бы бетон хорошо сел и заполнил собой всю форму, его проштыковывают лопаткой и разравнивают рейкой, пока на поверхности не проступит вода. По уровню заливки бетон должен доходить до краев опалубки.

При бетонировании широких площадей через каждые 2-3 м рекомендуется устраивать температурные расширительные швы. Их заполняют бетоном после затвердевания основного полотна. Это позволяет избежать растрескивания поверхности и ее усадки. Эксплуатировать бетонную дорожку можно спустя 5 дней в летнее и 14 дней в зимнее время.